Биологический комплекс










Биологический комплекс Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея № 18 г. Орла – одна из лучших детских организаций Российской Федерации и является необходимой составной частью системы биологического и экологического образования в лицее. Он дает наглядные представления о животных и растениях, дополняет и конкретизирует книжные знания, помогает детям понять и полюбить "братьев наших меньших" и растения.

Биокомплекс был создан учителем биологии Павловым Александром Александровичем на базе полуразрушенной школьной теплицы. Осенью 1987 года начался ремонт силами учителей и учащихся. Трудно было сделать первые шаги. Каменную кладку по уменьшению оконных проемов (при свете электрических фонариков), установку оконных блоков и остекление (в декабре) провели учителя, штукатурку, шпаклевку, покраску стен – старшеклассники. В последние годы многие из них приводят своих детей и рассказывают, где работали их папа и мама. Посильный вклад многих школьников привёл к замечательным результатам. Выпускники 1990 года сочинили посвящение, в котором говорили с интересом и гордостью за выполненное дело:


Пришлось нам потрудиться
(чего таить греха),
Зато наш биокомплекс
Почти ВДНХ!

Деятельность по созданию нового формирует интерес учащихся, а хорошие результаты и успех развивают его. Школьники сами сделали клетки, вольеры, аквариумы и террариумы для содержания животных.

С 1994 года заботу о животных и растениях биокомплекса взял на себя Аркадий Васильевич Мишанов, педагог дополнительного образования.

В настоящее время биологический комплекс – это маленький уголок живой природы, в котором собраны многие виды интересных и красивых животных и растений и в котором все взаимосвязано. Он состоит из зоокомплекса, учебных экосистем, питомника, лесничества, альпинария, отдела редких растений и "зеленого класса".

Одной из важнейших частей биокомплекса является зоокомплекс. В нем обитает около 100 видов животных. Имеется многообразие грибов и растений различных систематических групп и климатических условий, например, в дендрарии имеется 54 вида деревьев и кустарников.

На территории биокомплекса созданы учебные экосистемы (лесная и прудовая), позволяющие проводить эксперименты с цепями питания в природе. Здесь проводятся наблюдения, по результатам которых школьники пишут исследовательские работы и рефераты.

Площадь, размеры и форма террариумов, клеток и вольеров максимально соответствуют величине животных, их образу жизни и повадкам. Биокомплекс полностью оборудован инструментами и приборами, необходимыми для нормальной жизни животных и обеспечения ухода за ними.

Животные получают полноценный корм, за ними проводится ежедневный уход: чистка и мытье клеток, поилок, кормушек, а также еженедельная дезинфекция инвентаря. Соблюдается режим питания, животные получают пищу в соответствии с суточным рационом. Птицы, пресмыкающиеся и некоторые насекомые получают много света за счет искусственного освещения. В аквариумах, кроме подсветки, используются терморегуляторы, фильтры и компрессоры. Млекопитающие довольствуются дневным освещением.

Ежедневно в биокомплексе проводится работа с животными, и у многих лицеистов даже появились свои любимцы.

Биокомплекс нашего лицея предназначается не только для учащихся, но и для всех желающих. Это своего рода уголок живой природы - маленький, но богатый и интересный своими животными и растениями.

Биокомплекс создавался с целью воспитания у учащихся доброты, милосердия, любви ко всему живому и познанию животного и растительного мира.

Деятельность по созданию нового формирует интерес учащихся, хорошие результаты, успех развивают его. Ежегодно зимой учащиеся подкармливают птиц и делают для них скворечники.

Работа биокомплекса многогранна: природоохранная деятельность (подкормка животных), лесоводческая (посадка кустарников), учебно-исследовательская (проведение исследовательских работ), эколого-просветительская (проведение экскурсий).

По биокомплексу регулярно проводятся экскурсии для учащихся школ, вузов, учителей области и даже воспитанников детских садов. Кроме того, здесь принимали иностранные делегации, ученых и специалистов Министерства образования РФ.

В последние 10 лет члены биокомплекса показывают биоэнергетические шоу со змеями и птицами.

Президент Союза охраны птиц России академик Флинт В.Е., побывавший в лицее, написал теплые слова в книге отзывов:

"Я много видел разных школ в разных странах мира. Одни были лучше, другие – хуже. И вот сегодня я посетил вашу школу и со всей ответственностью могу утверждать, что по своему духу, по всей направленности, по удивительному единодушию и благородной устремленности, по реальному вкладу в охрану природы нашей Родины ваша школа – на первом месте!

Я счастлив, что такие школы существуют и существуют у нас. Спасибо вам, ребята! Спасибо вашим педагогам! Мы с вами борцы за единое дело. Борцы за будущее Земли! И только от нас и нашей работы зависит это будущее!"

От Орловского областного комитета по охране природы получено официальное разрешение на содержание животных биокомплекса.

Биокомплекс позволяет проводить не только учебную, внеурочную и внеклассную работу, но даже внешкольную. Трижды проведены областные выставки "В мире животных", которые организовывались в областном центре творчества школьников и в городском Выставочном зале "Ракурс". На выставках проводились экскурсии, экскурсоводами на которых были наши школьники, прошедшие отбор на право проведения экскурсий. Выставки вызвали большой интерес жителей и гостей города Орла, особенно школьников. В книге отзывов за три выставки было записано 937 пожеланий. В отзывах выражалась благодарность организаторам и экскурсоводам, восторг и восхищение интересной выставкой, уровнем знаний школьников, любовью их к животным. Отмечалось воспитание любви, доброты и чувства прекрасного, удовольствие и радость от встречи с животными.

Биокомплекс стал своеобразной ветеринарной лечебницей, в которую школьники и местные жители часто несут заболевших и травмированных питомцев, а также голубей, грачей, ежей и многих других животных. Часто помощь оказывается своевременной и действенной. Вылеченные дикие животные выпускаются, а если полного выздоровления не наступает, то они остаются в биокомплексе. Спасение животных имеет большой нравственный, эколого-просветительский и развивающий эффект для учащихся и взрослых.

Биокомплекс играет большую роль в биолого-экологическом образовании и населения района. В нем занимаются учащиеся из 5 окрестных школ, а для лицея он стал своеобразной "визитной карточкой".